Поход на Бирюзовые озёра в Красной поляне

В начале сентября ко мне в гости приехали друзья с Урала — Антон Гребенщиков, Максим Подоприхин и Павел Дунаев. Сейчас мы живём в разных уголках страны, поэтому встретиться вместе — большая удача. Естественно, нужно устроить ребятам экскурсию по любимому Кавказскому Заповеднику. Я выбрал наверное самый показательный и интересный маршрут — Бирюзовые озёра в Красной поляне, в верховьях реки Чистой. Не самый простой вариант, но ребята подготовленные и опытные.

Поход на Бирюзовые озёра

Описание похода

И вот, 5-го сентября в шесть утра мы выезжаем на моём микроавтобусе из Эсто-Садка в направлении нарзанов на реке Пслух. Добираемся до верхнего нарзана, оставляем машину, и на два дня уходим в горы. Сперва нам нужно набрать 1300 м до перевала Аишхо-1 (2405 м). За два с половиной часа, в хорошем темпе преодолеваем подъём. Наверху устраиваем лёгкий перекус с чаем из термоса. Затем спускаемся в долину Малой Лабы. Здесь перед нами встают во весь рост огромные трёхтысячные массивы пиков Игольчатых, Скалистой и Челипси. Мы же идём по хорошей тропе вниз, к устью ручья Мутного. Там же устраиваем горячий обед. Время ещё есть, поэтому после обеда валяемся на травке, наслаждаясь отличной погодой.

Отдохнув, спускаемся ещё ниже, через пару километров достигаем устья реки Чистой. Здесь оборудована большая стоянка, но мы идём чуть дальше, переходим навесной мостик через речку, и встаём прямо на берегу Малой Лабы. В этом месте отличный вид на Скалистую, Цахвоа и Игольчатый Главный. Ставим палатку, готовим ужин и рано ложимся спать. Завтра насыщенный день, нужно сходить на Бирюзовые озёра, и вернуться обратно на Пслух.

Подъём в 4 утра. На улице темно и прохладно, около нуля. Готовим завтрак, собираем рюкзак с вещами с собой, и около шести часов выдвигаемся. Переходим вброд через Чистую, находим нужную нам тропу, и движемся по ней, постепенно набирая высоту. Тропка довольно явная, проложена по чудесному хвойному лесу. Огромные пихты, мох, отсутствие кустов и подлеска, замечательный утренний воздух. Дальше тропа поднимается в зону альпийских лугов. Здесь нам открываются замечательные виды на трёхтысячную вершину Скалистой Северной 3157 м. Ещё немного, и мы достигаем домика лесников на границе леса. Домик довольно удобный и чистый, в отличии от приюта Цахвоа на реке Безымянка. Хорошее место.

Скалистая Северная

Путь к озёрам

Немного отдыхаем, и продолжаем путь к озёрам. Дальше тропа не очень явная, местами теряется, но в общем понятно куда идти. Река Чистая остаётся внизу, мы же движемся на север, в сторону вершины Челипси. По пути натыкаемся на красивый водопад. Обходим его левее, залезаем наверх, и тут прямо из под ног выскакивает крупный медведь! Секунду он стоял в недоумении, затем ринулся в противоположную от нас сторону, и удрал далеко за перегиб рельефа. Ну вот, показал друзьям наших медведей! Осталось ещё найти туров. Идём дальше к озёрам, и спустя пол часа оказываемся сразу на верхнем Бирюзовом озере.

Вообще их здесь три, Верхнее, Среднее и небольшое пересыхающее Нижнее озеро. Самое крупное — Верхнее, оно расположено под перевалом Челипси, который ведёт в долину реки Ачипста. На озере мы устроили перекус. Во время перекуса приметили на противоположном берегу стадо туров, мирно отдыхающих в песочке. Ниже них, на берегу озера стояла одинокая туриха, и усердно ковыряла почву в поисках вкусных корешков. После отдыха на озере мы спустились к среднему водоёму. Отсюда открывается чудесный вид на массивы Скалистой, Игольчатых и Псеашхо. Ну а нам пора возвращаться, поэтому начинаем бодрый спуск в лагерь.

Среднее Бирюзовое озеро
Поход на Бирюзовые озёра Красная поляна
Панорама одних из самых мощных пиков Кавказского Заповедника.
Спуск в долину Малой Лабы. Вдали, в правой части кадра, виден луговой перевал Аишхо-1.

Выход обратно. По долине реки Малой Лабы.

Довольно быстро достигаем лагеря, сразу же приступаем к готовке обеда, параллельно собирая палатку. Всё таки хорошо ходить с опытными людьми, они чётко знают цену времени в горах, и не тратят его попусту. Тем более погода начинает портиться, а нам сегодня ещё необходимо взять один перевал. Покушав, мы выдвигаемся в обратном направлении вверх по долине Малой Лабы. За три часа достигаем перевала Аишхо-1. Перевал затянут тучами, но пока дождя нет. Нужно спешить! Быстренько спускаемся до балаганов, оттуда по грунтовке доходим до верхнего нарзана, где нас ждёт наша машина. Как только подошли к машине, начался сильнейший ливень. Но мы уже были в безопасности.

На следующий день ребята разъехались кто-куда, я думаю что им понравился двухдневный экспресс-маршрут по горам Красной Поляны! Мы намотали около 45 км, и набрали около 3 км по вертикали. Хороший маршрут, при хорошей погоде и в хорошей компании спокойно ходится за два дня. Можно рекомендовать поход на Бирюзовые озёра в Красной поляне всем любителям спортивных походов.